День ТРИЗ подробнее



Get the Flash Player to see this player.

time2online Joomla Extensions: Simple Video Flash Player Module


Get the Flash Player to see this player.

time2online Joomla Extensions: Simple Video Flash Player Module

В 1946 г. в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества. Она получила название теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Основоположник ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.

ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций. Основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются по определенным законам, которые можно познать и использовать для решения изобретательских задач - без множества "пустых" проб и ошибок.

Теоретической основой ТРИЗ являются диалектические законы развития систем, выявленные, в первую очередь, путем анализа большого массива - более миллиона изобретений - патентной информации. Используются также некоторые аналоги биологических законов, общие законы развития систем.

Главный закон развития технических систем - СТРЕМЛЕНИЕ К УВЕЛИЧЕНИЮ СТЕПЕНИ ИДЕАЛЬНОСТИ. Идеальная система - это система, которой нет, а ее функция выполняется. Приведем только один пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Необходимо заказывать специальный дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться. Решение: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.

Решение изобретательских задач можно рассматривать как ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. В приведенном решении, например, преодолено противоречие: специальный прибор необходимо заказывать, чтобы измерить температуру жучков, и нельзя заказывать, чтобы не тратить средства и время.

Обычный путь - поиск компромисса: заказать прибор, но подешевле. Изобретатель избегает компромиссов и добивается желаемого без ухудшения каких-либо других показателей системы.

Кроме общих законов развития технических систем в ТРИЗ имеются и конкретные механизмы решения задач: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), приемы преодоления технических противоречий, стандарты на решение изобретательских задач, фонды научно-технических эффектов... Часть из этих механизмов перенесена на ЭВМ в интеллектуальных системах "Изобретающая машина", "Инструментарий инженера", "Инструментарий менеджера" и др.

ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В Финляндии, США и Франции существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ.

ТРИЗ и система ее обучения непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. В последнее время активно развивается направление "ТРИЗ и бизнес": анализ страховых компаний, бирж, банков, рекламная деятельность, закономерности развития фирм. Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты, начиная с детского сада.

Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы. Вот, например, случай из ТРИЗовской семьи. Мальчик лет семи оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Я тебя запер". Через несколько секунд она уже САМА распахнула дверь, освобождая себя от "плена".

.

 

Электронная приёмная Губернатора СПб: http://gov.spb.ru/gov/elektronnaya-priemnaya-pre/

Электронная приёмная прокуратуры СПб: http://procspb.ru/internet-reception/obracshenie-grazhdan

Специальная линия «Нет коррупции»: http://www.zakon.gov.spb.ru/hot_line

Горячая линия Комитета по образованию - 576 20 19

Горячая линия инспекции Комитета по образованию - 572-17-04